10 Божьих заповедей в Православии

Каждый православный человек знает, что десять заповедей — это краткие указания Бога, написанные для людей, с целью донести до них основы правильного образа жизни. Только следуя этим нормам, человек может достигнуть гармонии в душе своей, окружающем обществе и со Всевышним.

Заповеди сформулированы коротко, но каждое слово их несет глубинный смысл. Заповедь — это минимальное требование, которое установлено Богом для людей. Всевышний дает человечеству достаточно большой простор для решения различных житейских вопросов, но когда  человек преступает через ту или иную заповедь он не только отворачивается от Бога, но и нарушает основы жизни в обществе.

Первая

Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Так звучит первая заповедь. Она устанавливает единство Бога. И только Его  необходимо почитать. Человеку недопустимо создавать иных богов.

Силы камня, воздуха, любого творения его — всем этим обладает Всевышний. Все живое и неживое заряжаются силой именно от Него. Человеческая мудрость получена от Бога, так как Он и есть ее источник. Помимо этого, Всевышний излучает доброту. Он долготерпелив, милостив, понимает и прощает свое творение. В Боге заключается все, что необходимо для жизни и только он дарует жизнь всему живому.

Он един и призывает людей не забывать об этом. У человека не должно быть других Богов, которые подразумевают под собой не только идолы или тельцы, но и различного рода привязанности, например, к работе, увлечениям, вещам. Как вол не способен трудиться на двух полях одновременно, так и сердце человека не может быть отдано двум Богам. В нем должен находится только Всевышний и ничего более. И именно ему необходимо поклоняться и усердно следовать велениям единственного Бога.

Вторая

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

Эта заповедь устанавливает запрет на почитание кумиров. Господь остерегает людей от поклонения продажному миру. Человек должен понимать, что почитать необходимо Творца, а не творение его. Вся похвала принадлежит Всевышнему и Ему должны быть адресованы поклонения. Тем не менее этот запрет не распространяется на иконы, бумагу или холсты с изображением святых ликов. Почитая их, человек воздает честь изображенным на них святым.

Третья

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Третья заповедь накладывает запрет на бездумное произношение имени Божьего. Даже ангелы и силы небесные произносят это имя с благоговением, а человеку тем более необходимо употреблять его только в моменты искреннего обращения к Создателю и делать это с осторожностью. Если обратиться к церковной истории, то можно заметить множество примеров, когда из-за суетного употребления имени Господа, были наказаны нечестивые христиане. Но Всевышний милостив и после покаяния он дал им шанс на исправление.

Четвертая

Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.

Бог дает человеку шесть дней для повседневных дел, но седьмой христианин обязан посвятить Всевышнему. Данное наставление аналогично созданию Богом мира. Всем известно, что Создатель трудился шесть дней, а последний день в неделе он наслаждался делами своими.  Господь благословил труд.

И эта заповедь настраивает людей на верное построение своего еженедельного режима работа-отдых. Седьмой день недели человек должен отдыхать и делать это стоит с Создателем (в молитвах, размышлениях, разговорах, чтении).

Пятая

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Данные слова устанавливают норму, по которой необходимо с почтением и уважением относиться к своим родителям. Еще в книге Премудрости Соломона было сказано, что люди, чтущие мать и отца своих, проживут долгую жизнь. Несомненно, родители достойны уважения. Они воспитывали, носили на руках младенца, вселяли в него годами правильные убеждения и взгляды на этот мир, созданный Творцом.

Шестая

Не убивай.

Бог дарует человеку жизнь и никто не должен лишать другого этого богатства. Когда близкие поднимают друг на друга руки и пытаются таким способом решить проблему, то тем самым они посягают на это самое богатство. Люди только временно являются носителями жизни и они не способны добавить себе ни дня. Они должны прожить столько, сколько уготовлено для них Всевышним.

Седьмая

Не прелюбодействуй.

Господь этими словами установил запрет на незаконную связь с женщиной / мужчиной. Если человек пренебрегает данным правилом, то постепенно его телесные и духовные силы разрушаются. Даже в мире животных есть определенное время для вступления в близкие отношения, которое было установлено Богом, и они подчиняются этому указанию. Люди же часто неразборчивы в своих связях, что является большим грехом. При нарушении данной заповеди человек постепенно теряет защиту и начинает болеть. С самыми страшными заболеваниями придется столкнуться такому человеку. Народ Содома был подвержен такому греху и понес за это наказание от Всевышнего.

Восьмая

Не укради.

Кражи запрещены Творцом. Они несут зло и убыток ближним. В одной этой заповеди заключено два смысла. Первое, люди не имеет права совершать кражу. Во-вторых, получение выгоды посредством украденного недопустимо. После совершения такого низкого поступка кара Божья не заставит себя ждать. Она коснется каждого члена семейства рода, так как воровство нарушает мир и счастье близких людей.

Девятая

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Эти слова устанавливают запрет на клевету. Человек обязан всегда сохранять честность не только по отношению к другим, но и к себе. Люди, которые регулярно обманывают сами себя постепенно начинают верить в свою же ложь. Неправда, сказанная о другом человеке рано или поздно раскроется и Господь является свидетелем правды. Лжец будет обличен перед всеми людьми. Если все-таки ложь осталась не раскрытой в течение жизни, то на Страшном Суде человеку все равно не удастся скрыть правду. И он понесет наказание за нарушение девятой заповеди.

Десятая

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Человек не должен желать чужого. Уже на этапе пожелания происходит нарушения данной заповеди, а значит грех. Людям стоит выполнять все наставления Творца и при этом не желать чужого (материальные вещи, люди, нематериальные). Зависть не делает человека более целеустремленным, а, напротив, разрушает его внутренний мир, наполняет негативом.

Все эти заповеди очень важны для людей. Именно на них должно основываться общество.

История возникновения заповедей

Если углубиться в историю и попытаться найти истоки появления десяти заповедей, то такой поиск приведет к книге Исход. В ней повествуется о том, что пророк Моисей осуществил передачу данных заповедей народу Европы. А сам он получил эти указания непосредственно от Бога.

После осуществления выхода народа из Египта, хождений по пустыне, Всевышней дает указание Моисею явиться на гору Синай. Там Моисей получает две пластины из камня (скрижали). На них и располагались заповеди. На одной пластине были указания, связанные с отношением человека к Богу, другая была посвящена людскому обществу.

Такое разделение на две группы говорит о наличии двух родах любви и выполнять люди должны два вида обязанностей. Другое их название -  Декалог (с иврите «десять речений»).

По прошествии некоторого времени апостолы многое упразднили, но десять заповедей так и остались значимыми в жизни православных людей. С тех давних времен и по сегодняшний день они остаются актуальны в обществе. Это не удивительно, ведь каждая из них доносит до человека истину, на которых строится отношения людей. Заповеди несут в массы нравственные правила, нормы и определяют моральное поведение в целом. Именно поэтому они были переданы Всевышнем человечеству не посредством бумаги, которая является тленным веществом, а на каменистом материале. Это доказывает важность десяти заповедей в мире людей.

Если окунуться еще больше в историю и обратиться к древнему миру, то можно найти сходство законов людей того времени с указаниями, которые получил от Бога Моисей. Существует только один вариант объяснения этому явления. Такое совпадение доказывает единство нравственного закона для общества. Он находится в сердцах людей по велению Всевышнего. Если до грехопадения повеления Бога выполнялись по гласу совести, то после людского греха необходимым стало введение правил.