Благодарственные молитвы по Святом Причащении

Тело и кровь Христовы – одни из главных символов христианской веры. Причащение к ним символизирует освященные специальным образом хлеб и вино. Таинство их принятия называется евхаристией и является важной традицией всех основных конфессий христианства. В православии этот обряд сопровождается чтением комплекса священных текстов под общим названием «Благодарственные молитвы по Святом Причащении».

Что такое евхаристия

История возникновения обряда. Одним из самых знаковых событий земной жизни Иисуса Христа, согласно Святым Евангелиям, стала Тайная Вечеря, последний ужин Учителя со своими учениками.

В Великий Четверг будущей христианской Пасхи, или в первый день опресноков Пасхи Иудейской, Иисус повелел апостолам подготовить праздничную трапезу в предместье Иерусалима. Согласно ветхозаветной традиции, пасхальный ужин должен был сопровождаться принесением в жертву агнца, которого съедали вместе все члены семьи. Иисус же преломил хлеб и велел всем ученикам есть его, сказав «сие есть тело мое». После этого он подал им чашу вина со словами «сие есть кровь моя, за многих изливаемая».

Таким образом был установлен обряд Евхаристии (что в переводе с греческого значит «благодарность»), во время которого все христиане символически принимают добровольную жертву Христа.

Развитие древней традиции

Долгое время первые христиане, продолжавшие соблюдать еврейские традиции, праздновали Пасху по сложившимся ветхозаветным правилам. Евхаристия происходила в первые годы под руководством Апостолов, позднее – церковнослужителей. Сопровождалось чтением молитв, которые зачастую создавались и дополнялись прямо в процессе таинства. Отсюда такая схожесть священных текстов Талмуда с христианскими молитвенными сводами.

Стоит отметить, что считавшаяся одним из главных событий христианского уклада, евхаристия могла происходить не только в Пасху, но и по другим крупным праздникам.

С течением времени евхаристия перестала быть частью торжественной вечерней трапезы и стала частью утренней литургии. Вскоре ее стали проводить только в храмах. Домашние евхаристии были запрещены.

Евхаристия в православной традиции

Обряд Причащения в православии понимается как возможность воссоединения с Богом, стать причастными к Его плоти и крови. И как вкусив запретной пищи, человек стал смертным и был изгнан из рая, так с принятием пищи освященной, он снова обретает вечную жизнь и близость Господа. Все прочие обряды являются этапами на пути к высшей точке православной веры – Причащению.

Некоторые православные богословы даже ставили таинство евхаристии выше обряда крещения.

Слушать онлайн:

Читать:

Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!

Молитва благодарственная, первая.

Благодарю Тебя, Господи, Боже мой, что Ты не отверг меня, грешника, но сподобил приобщиться Твоих Святынь. Благодарю Тебя, что Ты сподобил меня, недостойного, причаститься пречистых небесных Даров Твоих. Но, Владыка-Человеколюбче, умерший за нас и воскресший и даровавший нам эти страшные животворящие Тайны в благодеяние и освящение душ и тел наших, сделай чтобы они были и мне в исцеление души и тела, в отражение всякого врага, в просвещение очей сердца моего, в мир моих душевных сил, в веру твердую, в любовь нелицемерную, в просветление разума, в соблюдение заповедей Твоих, в умножение божественной Твоей благодати и в приобретение Царства Твоего; чтобы, будучи сохраняем ими в чистоте пред Тобою, я всегда поминал милость Твою и жил уже не для себя, а для Тебя, нашего Владыки и Благодетеля. И таким образом, исшедши из здешней жизни в надежде на жизнь Вечную, я приду в место вечного покоя, где не умолкают голоса торжествующих и где бесконечна радость взирающих на несказанную красоту лица Твоего. Ибо Ты — истинная цель стремления и неизъяснимая радость любящих Тебя, Христе Боже наш, и Тебя воспевает всё творение во веки. Аминь.

Молитва вторая, св. Василия Великаго.

Владыка, Христе Боже, Царь веков и Создатель всего мира! Благодарю Тебя за все блага, которые Ты дал мне, и за причащение пречистых и животворящих Твоих Таин. И вот я молю Тебя, милостивый и Человеколюбец: сохрани меня под защитою Твоею в тени крыльев Твоих, и дай мне с чистою совестью до последнего моего вздоха достойно причащаться Святынь Твоих в оставление грехов и жизнь вечную. Ибо Ты — Хлеб Жизни, Источник освящения, Податель благ. И Тебе мы воссылаем славу, с Отцом и Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Молитва третья, св. Симеона Метафраста.

Господи, добровольно давший мне в пищу плоть Твою, Ты — огонь, сжигающий недостойных! Не сожги же меня, Создатель мой! Но пройди в члены тела моего, во все составы, во внутренности, в сердце, и попали терние всех грехов моих. Душу очисти, мысли освяти, укрепи меня в моей деятельности, просвети мои чувства, всего меня пропитай страхом пред Тобою. Всегда защищай, охраняй, береги меня, от всякого вредного для души дела и слова. Очищай, омывай, устрояй меня; украшай, вразумляй и просвещай меня. Сделай меня Твоим храмом единого Духа и уже не жилищем греха, чтобы после принятия Причащения всякий злодей, всякая страсть бежали от меня, как от дома Твоего, как от огня. Ходатаями за себя я представляю Тебе всех святых, начальников бесплотных Сил, Предтечу Твоего, премудрых Апостолов и, сверх их — Твою непорочную, пречистую Матерь. Их молитвы, милосердый Христе мой, прими и сделай раба Твоего сыном света. Ибо Ты, Милостивый, — Един есть освящение и осияние душ наших. И Тебе, как подобает Богу и Владыке, мы все славу воссылаем каждый день.

Молитва четвертая.

Тело Твое Святое, Господи Иисусе Христе, Боже наш, да будет мне в жизнь вечную, и драгоценная Кровь Твоя во оставление грехов: и да будет мне причащение это в радость, здравие и веселие. В страшное же и второе пришествие Твоё сподобь меня грешного, стать во славе Твоей, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых.

Молитва пятая, ко Пресвятой Богородице.

Пресвятая Владычице Богородице, свет помраченной души моей, надежда, защита, прибежище, утешение, радость моя! Благодарю Тебя, что Ты сподобила меня, недостойного, причаститься пречистого Тела и драгоценной Крови Сына Твоего. Родившая истинный Свет, просвети духовные очи сердца моего. Родившая Источник бессмертия, оживи меня, умерщвленного грехом. Милосердного Бога милосердная Матерь, помилуй меня и дай мне умиление и сокрушение в сердце моем, смирение в мыслях, возвращение к благим помыслам рассудка моего, в случаях его увлечения. И сподобь меня до последнего моего вздоха, не подвергаясь осуждению, принимать святыню пречистых Таин в исцеление души и тела. И подай мне слезы покаяния и благодарения, чтобы я воспевал и прославлял Тебя все дни жизни моей, так как Ты Благословенна и прославлена во веки. Аминь.

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего, Израиля.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (Поклон)

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (Поклон)

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (Поклон)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наши. Владыко, прости беззакония наши. Святый, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твоё; да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

И читаются тропари святому, по чьему чину совершалась литургия. 1 вариант, если совершалась литургия святого Иоанна Златоуста, читается тропарь святому Иоанну:

Из уст твоих воссиявшая благодать, как светоч огненный, просветила вселенную. Не сокровище сребролюбия приобрела она для мира, но показала нам высоту твоего смиренномудрия. Отче Иоанне Златоусте, уча нас своими писаниями, моли Слово — Христа Бога о спасении наших душ.

Кондак

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Благочестивый, блаженнейший Иоанне Златоусте, ты принял с небес божественную благодать и учишь своими устами всех поклоняться в Троице Единому Богу. По достоинству восхваляем тебя, ибо ты — руководитель, изъясняющий божественное.

И ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Надёжная защита христиан, неизменная Ходатаица пред Творцом, не презри молитвенных голосов грешников, но поспеши, Милостивая, на помощь нам, с верою восклицающим Тебе: «Поторопись на заступление и поспеши на молитву, Богородице, всегда защищая почитающих Тебя».

2 вариант, если совершалась литургия святого Василия Великого, читается тропарь святому Василию:

Голос твой наполнил всю землю, принявшую слово твоё, которым ты достойно научил основам божественной веры, разъяснил природу всего существующего, упорядочил человеческие нравы. Царственный священник, отче преподобне, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ты явился непоколебимым основанием Церкви, наделяя всех людей неотъемлемым сокровищем и запечатлевая его твоим учением, явленный с небес преподобный Василий!

И ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Надёжная защита христиан, неизменная ходатаица пред Творцом, не презри молитвенных голосов грешников, но поспеши, Милостивая, на помощь нам, с верою восклицающим Тебе: поторопись на заступление и поспеши на молитву, Богородице, всегда защищая почитающих Тебя.

3 вариант, если совершалась литургия Преждеосвящённых Даров, читается тропарь святому Григорию Двоеслову:

Благодать божественную свыше получив, славный Григорий, от Бога, и Его силою укрепляемый, шествовать путём Евангельским ты возжелал, — потому, всеблаженный, награду за труды ты принял от Христа, — Его моли да спасёт души наши.

Кондак

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Подражателем Начальника пастырей Христа явился ты, отче Григорий, сонмы иноков во двор небесный направляя, потому и научил ты овец Христовых заповедям Его. Ныне же с ними ликуешь и радуешься во обителях небесных.

И ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Надёжная защита христиан, неизменная ходатаица пред Творцом, не презри молитвенных голосов грешников, но поспеши, Милостивая, на помощь нам, с верою восклицающим Тебе: поторопись на заступление и поспеши на молитву, Богородице, всегда защищая почитающих Тебя.

После чего окончание благодарственных молитв:

Господи, помилуй. (12 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Мы величаем Тебя как истинную Богородицу, родившую без болезни Бога-Слово, достойную большей почести, чем Херувимы, и несравненно славнейшую, нежели Серафимы.

После Причащения Тела и Крови Господа да пребывает каждый в чистоте, воздержании и немногословии, чтобы достойно сохранить в себе Христа принятого.

Ритуальный порядок

Таинство Евхаристии совершается только в храме. Лишь в исключительных случаях возможно причащение за его пределами.

Первый этап обряда – это преложение хлеба и вина, в результате которого они отождествляются с телом и кровью Христа. Далее происходит призвание Святого Духа на всех молящихся.

Некоторые христианские течения (например, протестантская церковь) практикуют обряд омовения ног другим участникам обряда, подобно тому как Христос омыл ноги своих двенадцати учеников во время Тайной Вечери.

Православная церковь не устанавливает точного количества и частоты, с которой верующий должен принимать святое Причастие.

Сразу по окончанию церемонии, собравшиеся в храме читают регламентированный свод молитв.

Благодарственные молитвы по Святом Причащении

Авторство этих священных текстов приписывается нескольким патриархам христианской веры. Среди них:

Апостол Иаков 

Один из первых последователей Иисуса Христа, первый епископ Иерусалима, принявший мученическую смерть от рук иудеев. Его личность упоминается в разных частях Нового Завета, кроме того он сам является автором многих священных текстов.

Василий Великий

Каппадокийский богослов, живший в более позднее время, в IV веке. Автор многочисленных церковных текстов, которые в настоящее время являются обязательными для чтения во всех христианских конфессиях. Многие историки считают его создателем первого иконостаса.

Иоанн Златоуст

Один из величайших учителей христианской традиции. Он был архиепископом в Константинополе на рубеже IV и V веков. Он является автором византийской литургии. В некоторых конфессиях причислен к лику святых.

Император Юстиниан

Один из величайших византийских правителей, реформатор, законодатель, богослов. Его правление пришлось на перелом эпох – VI век ознаменовался переходом от античности к средним векам. Юстиниан является автором молитвы «Единородный Сыне».

Принятие добровольной жертвы Иисуса Христа для каждого верующего есть принятие факта своей греховности, но стремлении к божественной чистоте. Признание своей духовной и телесной слабости перед лицом Господа сменяется радостью надежды на укрепления своей веры и спасение души путем Святого Причащения.

Поэтому цикл Благодарственных молитв по Святом Причащении является радостным и торжественным чтением в благодарность Богу за дарованную возможность самосовершенствования.

Чтение этих молитв придает верующему сил духовных и физических для борьбы со своей внутренней греховностью и слабостями, заложенными в человеческой природе.

После таинства Евхаристии и прочтения этих священных текстов, верующему рекомендуется пребывать в состоянии покоя, чистоты и некоторое время воздержаться от активного общения с людьми, дабы продолжить свое внутреннее общение с Богом.